Курганский областной общественный благотворительный фонд по охране охотничьих животных

«САПСАН»

Главная » 2018 » Март » 5 »
13:31
Обращение к Президенту РФ
Президенту
 Российской Федерации

Путину Владимиру Владимировичу,

от Фадиной Наталии Сергеевны,
185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, пр.Ленина, 15-115,


ОБРАЩЕНИЕ.

     14 февраля 2018 года Государственной думой Российской Федерации был принят проект Федерального закона Российской Федерации  №‎333436-7 "О внесении изменений в ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в части запрета применения контактных способов тренировки/дрессировки животных) в редакции согласительной комиссии.
    28 февраля 2018 года указанный Закон был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
    Названный законопроект не может быть подписан и обнародован Президентом Российской Федерации в виду следующего.
    В соответствии с требованиями статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
     Вопреки требованиям действующей Конституции РФ, законопроект, относимый к вопросам пользования природными ресурсами в области животного мира, затрагивающий вопросы природопользования и экологической безопасности, вносящий изменения в законодательство, относимое к вопросам охраны окружающей среды и затрагивающий вопросы жизнедеятельности отдельных малочисленных этнических общностей, рассмотрен Государственной думой без обсуждения и проработки с субъектами Российской Федерации, без проведения экспертизы данного документа профессиональным  сообществом и заинтересованными общественными объединениями и общностями.
     Помимо противоречия Конституции РФ в части разграничения полномочий, представленный закон не соответствует установленным и нормативно регламентированным требованиям, а так же оперирует не установленными определениями и понятиями.  
     Так пункт 5 ст.2 Федерального Закона "Об охоте…" в представленной редакции дополнен словами "в том числе при подготовке и дрессировке собак охотничьих пород", при этом законодателем проигнорировано, что ни одной нормой действующего законодательства не регламентировано и не установлено понятие "собаки охотничьих пород".
    Приведенная в ч.1 ст.551 указанного Закона расшифровка "собак охотничьих пород" как "собак, используемых при осуществлении охоты" не только не вносит ясности в использованное определение, но и подразумевает, что собакой охотничьей породы является любая собака, которая может быть взята на охоту, вне зависимости от породной принадлежности.
    Подобный интерпретационный подход прямо противоречит научно и практически обоснованным основам кинологии и принятой международной классификации пород собак и их относимости к определенным пользовательским группам, что свидетельствует об игнорировании высшим законодательным органом Российской Федерации существующей международной и отечественной практики в области собаководства и об использовании необоснованных и безграмотных понятий и определений в законотворческой деятельности.
    Кроме того, принятые поправки в ФЗ "Об охоте…" выходят за пределы регулирования названного федерального нормативного акта.
    В соответствии с требованиями ч.1 ст.4 ФЗ "Об охоте…"  настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
    На основании п.2 ч.1 ст.1 ФЗ "Об охоте…", охотничье хозяйство - это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
    Собаководство не относится к сфере деятельности в области охотничьего хозяйства, т.к. является отраслью животноводства.
    Регулирование специальным законом "Об охоте…" специализированных взаимоотношений, касающихся селекции, разведения и применения собак, не относимых к охотничьим ресурсам, не допустимо и свидетельствует о выходе законодателя за пределы регулирования спорного нормативного акта.
    Помимо этого, собаководство и отдельные виды деятельности в области собаководства не относятся к услугам в сфере охотничьего хозяйства (пп.2 и 12 ст.1 ФЗ "Об охоте…") и не предусмотрены в Общероссийской классификаторе видов экономической деятельности, поэтому попытка регулирования специальных правоотношений законопроектом не относимым к данной сфере деятельности свидетельствует о наличии явных внутренних противоречий в принятом законодательном акте.
    Более того, требованиями ч.3 ст.4 ФЗ "Об охоте…" установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.
    Дикие животные, находящиеся на испытательно-тренировочных станциях (ИТС) и используемые для подготовки и испытаний собак охотничьих пород, находятся в условиях неволи и являются частной собственностью владельцев ИТС.
    Использованный законодателем в тексте внесенных поправок термин "животные" полностью искажает всю действующую в регулируемой сфере терминологию, т.к. распространяет действие рассматриваемого нормативного акта  на диких, домашних, сельскохозяйственных и производственных животных, а так же, в силу имеющегося широкого научного смысла данного понятия, на любые виды   млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных,  огромное множество рыб, птиц, насекомых, паукообразных, моллюсков, морских обитателей, червей и других организмов.
    Выйдя за пределы регулирования Закона и фактически вмешиваясь в правовые отношения, не относимые к сфере действия Закона "Об охоте…", высший законодательный орган Российской Федерации нарушил базовое требование ст.15 Конституции Российской Федерации о непротиворечивости принимаемых законодательных актов, что свидетельствует о не конституционности принятого законопроекта.
    В силу требований ст.53 ФЗ "Об охоте…" к сфере регулирования указанного законодательного акта относятся объекты охотничьей инфраструктуры, т.е. предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
    На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации №1469-р от 11.07.2017 года, к объектам охотничьей инфраструктуры относимы только:
  1. вольеры, питомники диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания,
  2. егерские кордоны
  3. охотничьи базы.
     Испытательно-тренировочные станции не относятся к объектам охотничьей инфраструктуры и их деятельность не может регулироваться ФЗ "Об охоте...". Особо настораживает тот факт, что даже в пределах  принятых изменений, высшим законодательным органом страны допущено грубейшее нарушение основ законотворческой деятельности.
    В частности, частью 1 принятой в качестве дополнения в ФЗ "Об охоте..." статьи 551, предусмотрено, что "подготовка и дрессировка собак охотничьих пород (собак, используемых при осуществлении охоты) в целях осуществления охоты допускаются только в охотничьих угодьях", т.е. законодателем установлено, что подготовка и дрессировка любых собак может осуществляться в пределах как общедоступных, так и закрепленных охотничьих угодий, но одновременно с этим, частью 3 указанной ст. 551 установлено, что  "использование объектов охотничьей инфраструктуры в целях подготовки и дрессировки собак охотничьих пород в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений". Следовательно, принятым Законом установлено, что подготовка и дрессировка собак охотничьих пород в закрепленных охотничьих угодьях может осуществляться только на объектах охотничьей инфраструктуры, к которым, как было указано выше, испытательно-тренировочные станции не относятся, а иных объектов по подготовке собак в принципе не  существует и на основании охотхозяйственных соглашений, при этом ни одно охотхозяйственное соглашение не содержит положений о подготовке и дрессировке собак и дополнительные обязанности, сверх указанных в охотхозяйственных соглашениях, вменены охотпользователям закрепленных охотничьих угодий быть не могут.
     Кем, как и на основании чего может осуществляться подготовка и дрессировка собак в общедоступных охотничьих угодьях, законодателем не установлено, что делает принятый законодательный акт абсолютно неисполнимым и противоречивым. Указанный нормативный акт, помимо его неисполнимости, допускает не просто двоякое толкование принятых норм, а фактически наделяет различные органы неограниченной свободой усмотрения в вопросах правоприменительной практики и, в силу  своей неопределенности, рассматриваемые положения допускают принятие произвольных правоприменительных решений, создают условия для нарушения конституционных принципов правового государства и требований определенности, непротиворечивости, недвусмысленности и полноты регламентации компетенции и порядка деятельности публично-властных субъектов. Данные обстоятельства, в силу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, свидетельствуют о несоответствии принятых изменений в Федеральный Закон "Об охоте..." Конституции Российской Федерации, в силу чего, данный Федеральный Закон не может быть утвержден, подписан и обнародован.
     Кроме того, на основании ст. 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", федеральные органы государственной власти, в том числе и Государственная дума РФ, обязаны обеспечивать совместно  с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствие Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, касающихся защиты исконной среды обитания, исторически сложившегося способа жизнеобеспечения малочисленных народов, основанного на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев, верований, хозяйствования и промыслов. В нарушение данного требования, принятым законопроектом разрешены вопросы, касающиеся прав и законных интересов малых и коренных народов Севера и приравненных к ним областей. Охота в тундровой и таежной зоне - это основное занятие и главный источник пропитания для представителей коренных народов Севера.
    Без обученных собак и при произвольном государственном вмешательстве в вековые устои и традиции малых народностей возможна полная утрата их самобытности и исконных промыслов.
    Также допущено прямое нарушение требований ст. 8 указанного Закона, в соответствии с которой коренные и малочисленные народы вправе участвовать в подготовке  и принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а также участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
    Полностью проигнорировав права и законные интересы народов, использующих традиционные виды промысла и хозяйственной деятельности, законодателем при принятии законопроекта №333436-7 допущено прямое нарушение конституционных прав большей части граждан Российской Федерации.
    Следует отметить, что подготовка собак охотничьих пород и проверка их рабочих качеств является не просто прихотью или забавой собаководов, а данные мероприятия предусмотрены международными требованиями в области племенной  кинологической деятельности и являются неотъемлемой частью племенного отбора и селекции охотничьего поголовья. Приняв проект закона в предлагаемой редакции, высший законодательный орган страны фактически прекращает племенную и селекционную работу целой отрасли кинологии, охватывающей многочисленные породы собак, проходящих обязательную охотничью специализацию.
    Данным законопроектом демонстрируется полное безразличие к судьбе отечественного собаководства, к труду многих поколений селекционеров, внесших неоценимый вклад в развитие экстерьерных, поведенческих, рабочих и пользовательских качеств собак охотничьих пород. Такие породы как: русская псовая борзая, русский охотничий спаниель, русская гончая, русско-европейская лайка, карело-финская лайка, западно-сибирская лайка, восточно-сибирская лайка и многие иные - являются уникальными, признанными мировым кинологическим сообществом как национальное достояние России и расцениваются как предмет национальной гордости российских собаководов, но при реализации принимаемого закона, уничтожающего обучение, воспитание, поддержание, развитие и учет в разведении рабочих качеств охотничьх собак, данные национальные породы утратят свою функциональность и, в конечном итоге, будут безвозвратно утрачены.
    Лишая охотника подготовленной собаки,  принимаемый закон существенно снижает шансы человека выжить и прокормить семью, особенно в труднодоступных регионах, где отсутствует промышленное производство и существуют значительные трудности с трудоустройством.
    Для отдельных категорий профессионального сообщества, в частности для егерей и лесников, правильно обученная собака является гарантом профессиональной безопасности и средством обеспечения охраны труда, т.к. оказывает неоценимую помощь в таежных условиях, при встрече с крупным и крайне опасным хищником.
    Авторами законопроекта также не учтено влияние принятого нормативного акта на вопросы обороноспособности и национальной безопасности страны, т.к. собаки охотничьих пород с подтвержденными качествами являются основой поисковых, правоохранительных, специализированных,армейских и спасательных служб.
Следует также отметить, что принятый законопроект таит в себе множественные коррупционные риски.
   Принятие данного закона вынудит целую отрасль собаководства и народного хозяйства уйти в тень нелегального положения, т.к. при прекращении деятельности официальных сертифицированных испытательно-тренировочных станций, требования селекционной работы в собаководстве не изменятся, потребность в надлежащей подготовке и воспитании собак не исчезнет, поэтому спрос будет удовлетворяться за счет нелегальных тренировочных центров.
  Ни один ответственный владелец не отправит свою собаку на охоту без предварительного обучения и подготовки, т.к. это приведет к верной гибели питомца, поэтому освободившуюся нишу будут заполнить не профессиональные, лицензируемые и контролируемые станции, а предприимчивые дельцы, для которых вопросы ветеринарии, охотоведения и ресурсосбережения не будут играть никакой роли и осуществить контроль за этим подпольным бизнесом будет невозможно. И главное. Профессиональная охота имеет ресурсосберегающий характер, является инструментом регулирования численности диких животных и хищников. Несоблюдение выработанных требований по подготовке собак охотничьих пород приведет к катастрофическим последствиям народнохозяйственного и эпидемиологического значения. В силу созданных этим законом трудностей в обучении или невозможности грамотно подготовить собаку к охотничьему сезону, охотники станут отказываться от собак, что приведет к возрастанию количества бессмысленно погибающих либо раненых диких животных, несущих прямую опасность для человека. Без контроля численности хищников при помощи подготовки охотничьих собак и развития охотничьего движения опасная ситуация с распространением в стране бешенства может перерасти в нерегулируемые системно возникающие эпизоотии, несущие прямую угрозу жизни и здоровью населения и национальной безопасности Российской Федерации.
    
В связи с изложенным,

прошу:

отклонить Федеральный закон №333436-7 "О внесении изменений в ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

28 февраля 2018 года

С уважением, Фадина Наталия Сергеевна
uCoz