Курганский областной общественный благотворительный фонд по охране охотничьих животных

«САПСАН»

Главная » 2017 » Август » 7 »
16:32
О сборах за пользование объектами животного мира
     В настоящее время в отдельных регионах России природоохранной прокуратурой проводится работа по возложению на уполномоченные в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов органы власти обязанности по взысканию с охотпользователей, заключивших охотхозяйственные соглашения, сборов за пользование объектами животного мира, а также по обязанию таких охотпользователей ежегодно уплачивать такой сбор. Полагаем, что аналогичная работа в ближайшее время начнется и в Курганской области.
     Органы прокуратуры исходят из единичного судебного прецедента: в июне текущего года вступило в силу решение Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-28712/2016  (решение первой инстанциипостановление апелляционной инстанции).
     Данным решением признано незаконным бездействие уполномоченного органа Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по взысканию с охотпользователя годового размера сборов за пользование объектами животного мира, предусмотренного п. 6.1 охотхозяйственного соглашения. Суд обязал уполномоченный орган принять меры по взысканию с охотпользователя таких сборов за весь период действия соглашения.
     Такое решение принято в Российской судебной практике впервые, ранее требования об уплате подобного сбора не предъявлялись. Прецеденты оплаты таких сборов охотпользователями в Российской Федерации до настоящего времени отсутствуют.
     Годовой размер сборов за пользование объектами животного мира включен в охотхозяйственные соглашения на основании ч. 4 ст. 27 Закона «Об охоте…». Приказом Минприроды России «Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения» установлено, что годовой размер сборов за пользование объектами животного мира указывается исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и численности охотничьих ресурсов, указанных в пункте 3.1 соглашений.
      Указание в охотхозяйственном соглашении годового размера сборов за пользование объектами животного мира не может рассматриваться как обязанность охотпользователя ежегодно уплачивать такой сбор. Федеральным законодательством не установлены полномочия каких-либо органов по утверждению порядка исчисления и уплаты такого сбора юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения. Соответственно, такой порядок или правила до настоящего времени не установлены, отсутствуют утвержденные реквизиты для внесения таких платежей.
     Действующий приказ Минприроды России «Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения» также не позволяют определить порядок исчисления размеров таких сборов: отсутствует даже указание на способ перехода от численности допустимых к добыче охотничьих ресурсов непосредственно к сумме сбора.
      В охотхозяйственных соглашениях, заключенных в Курганской области, сумма сбора определена уполномоченным органом с применением ставок сборов за пользование объектами животного мира, установленными Налоговым кодексом РФ. Такой подход наиболее очевиден для перехода от численности объектов животного мира к денежному выражению сбора, однако он нормативно не установлен.
     Таким образом, имеет место неопределенность нормы федерального закона «Об охоте…» и подзаконных актов, необходимо внесение в них изменений и дополнений , однозначно устанавливающих обязанность уплаты сбора (либо её отсутствие), а также порядок его исчисления и уплаты. Изменения в «Закон об охоте…» могут быть внесены в т.ч. по инициативе Конституционного суда РФ.
    Аналогичная ситуация законодательной неопределенности имела место по вопросу сроков заключения охотхозяйственных соглашений, которая длилась более 5 лет и завершилась только недавно после изменения «Закона об охоте…» на основании постановления Конституционного суда РФ и поручения Президента России.
     В отсутствии вступившего в силу судебного акта в отношении конкретного охотпользователя неуплата им такого сбора не составляет предмета административного или налогового правонарушения, поскольку, как указано выше, законодательно установленная обязанность и порядок уплаты этого сбора отсутствуют.
uCoz