Курганский областной общественный благотворительный фонд по охране охотничьих животных

«САПСАН»

Главная » 2017 » Апрель » 11 »
10:39
Директор Департамента охоты Филатов А.А. о проблемах и перспективах развития
   Охотничье хозяйство России обладает мощнейшим потенциалом, как инвестиционным, так и возможностью роста численности охотресурсов, в том числе и замещаемых видов. Но ситуация двоякая: при самой большой площади охотугодий в мире, свыше 1,5 млрд га, охотничье хозяйство находится на низком уровне развития, характеризуется высокой степенью экстенсивности.
   В России более 4,5 тысяч охотпользователей, работающих более чем в шести тысячах охотхозяйств. Отрасль обеспечивает более 80 тысяч рабочих мест, дает средства для жизни жителям отдаленных, труднодоступных районов и 48 КМНС. Доля площади закрепленных охотугодий составляет 44%.
   Экологическая емкость охотугодий нашей страны позволяет многократно увеличить численность основных охотресурсов.    Однако при колоссальном потенциале использование его крайне слабое. Годовой торговый оборот в сфере охотничьего хозяйства России составляет 500 млрд рублей, аналогичный показатель в США определяется в 142 млрд долларов.
   Огромный сегмент этого рынка в России связан с импортом, поэтому имеется хороший потенциал по импортозамещению и возможности для роста в два раза в течение пяти лет.
   Госуправление животным миром и средой его обитания осуществляется на двух уровнях, на федеральном — в Минсельхозе России и Минприроды России, на региональном — региональными ОИГВ.
   Разобщенность и несформированность системы госуправления в этой сфере крайне негативно влияет на эффективность исполнения государственной функции.
   К сожалению, приходится констатировать, что с 2014 года, с момента выхода Стратегии развития охотничьего хозяйства, ситуация в лучшую сторону не изменилась, а по многим субъектам РФ — ухудшилась.Основные проблемы нам видятся следующими.
   Отсутствие эффективной системы охраны объектов животного мира, что влечет за собой высокий уровень браконьерства.
   Низкая численность охотничьих ресурсов, нарушение баланса в системе «хищник — жертва», что провоцирует низкую доступность ресурса для населения, более того, опасность потери биоразнообразия для будущих поколений.
   Отсутствие единой федеральной системы учета и мониторинга охотничьих ресурсов.
   Отсутствие комплексного единого подхода к государственному управлению животным миром (разобщенность системы государственных органов).
   Как мы видим пути и способы решения этих проблем? Предлагается план мероприятий по трем основным направлениям.
   1. Охрана охотничьих ресурсов. Это основное направление, от которого во многом зависит устойчивое существование объектов животного мира.
   Показательно, что стоимостная оценка легально добытой в России продукции охоты составляет 16 млрд рублей, а ущерб от незаконной добычи превышает объем легальной добычи и составляет 18 млрд рублей.
   Браконьерство является основным фактором, сдерживающим рост численности охотничьих животных.
   К сожалению, при определенных успехах результативность охраны охотничьих ресурсов по многим субъектам Российской Федерации по-прежнему остается низкой. Это связано со снижением количества государственных охотничьих инспекторов, их недостаточной государственной защитой и обеспеченностью соответствующими техническими и специальными средствами.
   Техническая оснащенность нарушителей, напротив, возрастает, позволяя незаконно и безнаказанно осуществлять добычу охотничьих ресурсов.
   В 2016 году в Российской Федерации выявлено более 56 тысяч нарушений, что на 10% больше по сравнению с 2015 годом, но такой динамики явно недостаточно для наведения порядка в охотничьих угодьях.
   Проблему охраны охотничьих ресурсов предполагается решать путем разработки комплекса мер по поэтапному увеличению финансового обеспечения полномочий в области охоты, эффективной деятельности не менее трех госинспекторов в каждом муниципальном районе, где имеются охотничьи угодья.
   Повышение эффективности охраны охотничьих ресурсов может быть достигнуто также путем подготовки изменений в федеральные законы («Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов...», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Лесной кодекс Российской Федерации), предусматривающих наделение перекрестными полномочиями лиц, осуществляющих федеральный государственный охотничий контроль, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
   Противников у нас здесь нет, идея поддержана и в Федеральном агентстве лесного хозяйства, и в Федеральном агентстве по рыболовству.
   Существенный резерв имеется и в части повышения эффективности деятельности производственных охотинспекторов у добросовестных охотпользователей, которые выполняют значительную работу, причем механизм повышения результативности их работы предполагается совершенствовать путем определения нормативов по количеству производственных инспекторов на площадь охотугодий, предоставленных в пользование.
   2. Воспроизводство охотничьих ресурсов.
   На большей части нашей страны воспроизводство охотничьих ресурсов происходит в режиме «естественного воспроизводства», где регулятором процесса выступают природные факторы. Однако при существующей плотности и численности охотничьих ресурсов это экстенсивный путь развития охотничьего хозяйства, прирост численности различных животных не позволяет увеличить продуктивность охотничьего хозяйства, с одной стороны, и их доступность для охотника — с другой.
   Полагаем целесообразным предложить решение проблемы воспроизводства, в первую очередь с изменения организации работ по учету численности охотничьих ресурсов, предусматривающее проведение таких работ на новых принципах (которые позволят более точно определить квоту и рассчитать лимит изъятия):
 — обязательное проведение внутрихозяйственного охотустройства один раз в 10 лет аккредитованными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти охот-устроительными организациями;
— определение квот добычи охотничьих ресурсов для охотпользователей в зависимости от бонитета конкретного охотничьего хозяйства при минимальном бонитете выделяется минимальная квота;
— охотпользователи, не желающие увеличивать квоту, получают право проведения учетных работ один раз в три года.
   Это в существенной мере позволит обеспечить стимулирование охотпользователей по увеличению емкости охотничьих угодий, плотности особей охотничьих ресурсов, одновременно снизив их затраты на организацию и проведение учетных работ, повысив ответственность охотпользователей за проведение таких работ.
   Эти предложения могут быть реализованы путем разработки и принятия изменений в Федеральный закон «Об охоте...», а также подзаконные акты, принятые Минприроды России. Предполагается осуществить разработку таких актов в 2017 году.
    3. Привлечение инвестиций и их защита в области охотничьего хозяйства.
   В настоящее время, в результате принятия Конституционным судом соответствующего постановления от 25 июня 2015 г., значительная часть охотпользователей оказалась в крайне затруднительном положении, не позволяющем обеспечить в долгосрочной перспективе охотхозяйственную деятельность.
   Более 120 районных отделений Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», не считая охотпользователей иных организационно-правовых форм, оказались в этом положении.
   Полагаем целесообразным решить эту проблему путем предоставления добросовестным охотпользователям гарантий продолжения осуществления ими деятельности в сфере охотничьего хозяйства (продление срока действия охотхозяйственных соглашений от 20 до 49 лет) и устранения правовой неопределенности в отношении срока, на который заключаются охотхозяйственные соглашения.
   Это предложение может быть реализовано путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «Об охоте...».
   Существенным препятствием для инвестора в области использования охотничьих ресурсов является отсутствие возможности внесения изменений в уже оформленное охотхозяйственное соглашение.
   Иными словами, если прежний инвестор, владеющий охотхозяйством, решил разделить часть затрат на содержание хозяйства с другим инвестором, то второй не может получить соответствующих юридических гарантий, отраженных в оформленном охотхозяйственном соглашении.
   Это позволит в существенной мере защитить инвестиции, повысив ликвидность и капитализацию охотничьих хозяйств, инициировав оборот охотничьих угодий в границах конкретных охотхозяйств.
   Существенные изменения произошли с принятием закона о гармонизации лесного и охотничьего законодательства, который снял многие вопросы взаимоотношений ведения лесного и охотничьего хозяйства.

(Источник: Охотники.ру)


uCoz